Necromunda Hired Gun - обзор игры
ВВЕДЕНИЕ
Некромунда - настольный скирмиш от GW, впервые увидевший свет в 95 году. И, являясь ответвлением от стандартных правил Warhammer 40К, предлагал игроку более детализированный и нарративный подход к игровому процессу. Который, посвящен взаимному уничтожению конкурирующих банд, сражающихся за превосходство в руинах подулья. Игра достаточно быстро нашла своего игрока и до сих пор получает дополнения и переиздания.
Название игра получила от места действия - планеты Некромунда. Этот выжженный индустриальный мир, пережил несколько катастроф и войн планетарного масштаба, он балансировал на грани уничтожения, но по какой-то причине выжил. Более того, кто-то смог преуспеть и возвысится в подобной ситуации.
В настольной игре основные разборки проходят между бандами или точнее "благородными домами", за ресурсы и территорию. В список входят 6 благородных домов (не вижу смысла перечислять старые дома, пусть будет только актуалочка):
Дом Орлок - парни, которые угорают по металлу. Они производят металл, работают с ним и всячески используют его в военных целях. Собирают механических роботов амботов и весьма опасны в рукопашном бою.
Дом Эшер - вот что будет если феминистки победят. Куча озлобленных женщин с плазменным оружием в леопардовых нарядах. Они занимаются торговлей стимуляторами, сбывая товар другим "благородным домам".
Дом Голиаф - а вот что будет, если маскулинность одержит верх и все мужики станут супер-качками и начнут вливать в себя тестостерон ваннами. Как и Орлоки, занимаются литьём и металлом, им же и сбывают новый товар.
Дом Делак - благодаря обширным сетям явных и "спящих" шпионов, эти парни занимаются добычей информации. И, разумеется, продажей оной, тем, кто предложит хороший ценник.
Дом Ван Саар - самый технологически продвинутый дом Некромунды. Их изделия и изобретения ценятся во всем городе-улье, а адепты дома пользуются заслуженной славой в полках Имперской гвардии, благодаря имплантационным усовершенствованиям.
Дом Кавдор - сборище сумасшедших фанатиков экклезиархии, которые ходят под знаменами культа Искупления. Сюда входят попрошайки, собиратели, падальщики, но они выполняют весьма важную миссию - собирая мусор и отходы, ничто не пропадает впустую.
В последних редакциях настольной Некромунды к шести благородным домам присоединилась еще пара играбельных фракций:
Культ Измельчителей Трупов - канибалы-хаосопоклонники поклоняющиеся Кхорну и готовящие восстание на Некромунде. Их священные писания рассказывают о могущественном демоне, который каким-то привязан к планете. И для пришествия своего покровителя, они планируют изменение этого мира в "лучшую" сторону.
Паланитовые блюстители (или санкционеры) - единственные представители закона в подулье. Уже понятно, что их единственной задачей является сохранение статуса-кво и обеспечение, хотя бы в самом минимальном виде, видимости соблюдения имперских законов. Однако, по щелчку пальцев силовики способны достать кого угодно, в любой момент. Поскольку официальная власть, никак не ограничена в ресурсах, а эти парни исполнят любую её прихоть.
Игровая механика настольной Некромунды похожа на Warhammer 40000 и Kill Team (правда он вышел позднее, и скорее уж Kill Team похож на Некромунду, а не наоборот). Игроки контролируют выбранную банду, активируют своих бойцов, выполняют цели и задачи как и в любом скирмише. Ну или просто играют на полное уничтожение.
Как я уже упоминал ранее, настолка чувствует себя хорошо и обновляется время от времени. Однако сегодня мы посмотрим на компьютерное воплощение Некромунды, сделанное, скажем так, по общим мотивам и заимствующее основные фракции из настольной игры.
ПО МОТИВАМ
Сначала пройдёмся по общей информации и сухим цифрам, которые всё же стоит упомянуть.
Necromunda Hired gun - это мясной шутер от первого лица с лут-элементами, прокачкой и оружейными обвесами. Проходя различные миссии и зарабатывая деньги игрок может закупать новое оружие, апгрейды и навыки, расширяя арсенал своих способностей, которые позволяют еще эффективнее шинковать врагов.
Система прокачки позволяет устанавливать импланты или усовершенствовать какие-либо компоненты своего тела (if you know what I mean). Совершенствовать можно руки, систему рукопашного боя, ноги, церебральный имплант и систему силового поля. При этом, каждый пункт выбранного раздела имеет, в общей сложности, 5 уровней прокачки. Апгрейдить можно как своего персонажа, добавляя ему новые фишки, и повышая количество хитов и брони; так и вашего кибер-мастифа, хорошего мальчика, который станет еще лучше, если его немного усовершенствовать.
Также присутствует прокачка оружия. Игроку позволяется частично кастомизировать имеющееся у него пушки. Оружие можно обвешать найденными амулетами и археотехом, дающим различные бонусы. Но помимо этого можно поставить другой прицел, поменять стандартную обойму на барабанный магазин, изменить ствол на электромагнитный, наносящий дополнительный урон, и так далее. В целом - прокачка достаточно стандартная, и как-то выделять её не стоит. Есть и есть, спасибо на этом.
Сюжетная ветка представляет из себя цепочку, состоящую из 13 миссий, в ходе которых игроку предстоит уничтожить огромное количество врагов, налутать себе крутых пушек и завалить несколько боссов. После завершения каждой миссии, помимо стандартной оплаты, необходимо выбрать те ништяки, что останутся с игроком. Всё остальное будет продано за рыночную цену и перечислено на счёт.
Также можно выполнять и сторонние задания, которые будут приносить вам дополнительный заработок и позволят еще больше увешаться имплантами, оружием и способностями.
Как-то очень репетативно получилось… но в этом и есть весь смысл - стреляй, собирай лут, зарабатывай деньгу, качайся, стреляй… и так далее. И никаких проблем с общей идеей у игры нет.
По шикарным трейлерам складывается впечатление, что это такой DOOM во вселенной 40К, с беготней по стенам и эффектными добиваниями. И трейлеры реально были крутыми.
И вот, я купил игру, прошёл её. И мне есть что сказать…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ
В начале стоит чуток копнуть в недавнее прошлое и краем уха посмотреть на предыдущую игру студии. Этот контекст важен для Hired Gun поскольку между играми как много общего, так и отличий хватает. Но какое-то субъективное послевкусие или ощущение стиля у игр точно одинаковое.
Так вот, в прошлом Streumon Studio, уже отметилась игрой во вселенной Warhammer 40000. Это была Space hulk - Deathwing про отряд Тёмных Ангелов, закованных в терминаторскую броню, зачищающих космический скиталец от генокрадов, с видом от первого лица. К слову, у неё тоже были хорошие трейлеры ;) А игра, оказалась для меня совершенно унылой, я никак не смог заставить себя её пройти. Возможно, причиной этому является то, что я не большой поклонник шутеров, или шутеров с процедурными волнами рандомных врагов. Мне не нравится и Left for Dead, который был родоначальником жанра, хотя игра имеет неоспоримый культовый статус. Однако, одновременно с этим, я полностью прошёл Warhammer - Vermintide 2 и до сих пор поигрываю в неё время от времени.
В Deathwing меня очень сильно впечатляли локации и художественный подход ко вселенной. Все закорючки на своих местах, дизайн помещений выглядит монументально, колоссальные механизмы крутятся, где-то сохранились статуи, а витражи в храмах выглядят готично - и в большинстве случаев, всё аутентично и подчиняется духу Вархаммера. Я бы с большим удовольствием просто побродил по космическому скитальцу без стрельбы, просто чтобы полюбоваться на местные красоты и узнать что же тут произошло. Понимаю, притянуто за уши, но стрелять мне тут, как-то вообще не понравилось - слишком монотонно и неинтересно.
И возможно по этому с игрой дело вообще не пошло. Терминаторы перемещаются слишком медленно, не способны перебраться через элементарные препятствия, а экшен составляющая хоть и бахает пушками, но совершенно не затягивает. Возможно, я просто не дошёл до какой-то главы, где станет интересно играть или вам выдадут какой-то новый арсенал оружия. Но фиг знает… если этот ролик когда-нибудь посмотрят поклонники Space hulk - Deathwing, расскажите пожалуйста в комментах, где я не прав, мне на самом деле важно это понять. В общем, игру оценить не смог, хотя честно давал ей несколько шансов.
Поэтому, лелея надежду на исправление, я дал французам из Streumon Studio второй шанс, с их новой (а я знатный слоупок) игрой Necromunda Hired Gun.
И первое что сразу же стоит отметить - у игры действительно хорошая динамика. Уничтожать врагов пачками - очень приятно и весело. В отличие от Deathwing, здесь у игрока появляются инструменты вертикального геймплея и богатые возможности по маневрированию в пространстве. Благодаря механикам двойного прыжка, рывка и крюк-кошки можно носиться по уровню как метеор сметая всё на своём пути. И первое время я действительно кайфовал от предоставленных возможностей и очень шустрого геймплея. Враги ложатся с пары выстрелов, оружие палит во всех направлениях, супер-способности применяются - реально весело.
Первая схватка с амботом Орлоков действительно была крутой, даже небольшой ролик в начале показали. Эх, если бы я только знал, что потом этих амботом я буду валить пачками… И вот первая проблема - запоминающихся моментов не очень много. Мини-боссы первых уровней типа амбота или псайкеров, потом становятся просто обычным пушечным мясом. И это как-то расстраивает. Вселенная Некромунды\Вархаммера очень богата на события, персонажей и явления. Неужели не нашлось достаточного количества миниатюрок, чтобы впихнуть их модели в игру, сделав экшн более разнообразным. Или хотя бы придумать что-то своё, раз у вас не дословная копия, но вольная интерпретация.
Как видно из скринов или видео, у игры неплохая картинка, от чего её хочется сравнить не с предыдущей игрой студии, а с каким-нибудь DOOM'ом 2016 года. В некоторые моменты это сравнение даже напрашивается из-за графики и стилистики. И, по хорошему, с двумя последними пунктами у игры всё отлично. Картинка - нормальная, вполне шустро бегает, эффекты освещения на месте, а стилистика так вообще выше всяких похвал. В общем-то графон не вызывает нареканий, а благодаря удачному сочетанию цветов и игрой света - картинка отлично смотрится. Модельки красивые, какая-то детализация и рюшечки с черепочками присутствуют, а все вещи выдержаны в общем стиле вселенной. То есть, техножрец будет с кружащимися вокруг сервочерепами и механонендритами, хирургеон - с имплантами и в белом халате, а кибермастиф - он просто хороший мальчик.
Световые эффекты и взрывы заслуживают отдельной похвалы. Игра создает очень притягательную атмосферу стального дождя, когда пули, ракеты и сгустки плазмы летят со всех сторон и всё это срежиссировал Майкл Бэй, потому что всё взрывается, разносится на куски, столпы пламени вырываются из всех мест, а расколотые энергетические щиты разлетаются разноцветными осколками. Всё это, вместе с весьма неплохой картинкой без проблем продают Hired Gun, потому что графика приправленная спецэффектами действительно впечатляет.
Стилистика тоже никуда не делась, и в этом плане надо отдать должное разработчикам, визуально они отлично представляют вселенную Вархаммер. Я не раз останавливался просто полюбоваться местными красотами, потому что некоторые локации выглядят действительно очень монументально и круто. Дизайнеры интерьеров и экстерьеров (хотя их тут почти нет) не зря свой хлеб ели при разработке. И это опять перекликается с предыдущим проектом студии - в котором тоже были очень крутые интерьеры, которые и создавали львиную долю атмосферы.
Все участники действия выглядят адекватно и весьма точно перенесены из настольной игры. Бойцы каждой группировки полностью аутентичны: Голиафы - здоровенные, перекаченные мужики, Эшер - суровые тетеньки в желтом и леопардовом, а Орлоки - увешиваются всякими железяками и бегают с молотками.
Нет ничего такого? что выбивалось бы из стилистики мира. Всё на своих местах и выглядит хорошо. Весьма достойно для бюджетного проекта.
Хотяяяя, есть тут один косяк - несколько раз по ходу игры, персонаж игрока будет натыкаться на сервиторов которые должны открыть запечатанные двери. Когда я первый раз оказался в такой ситуации, то подумал, что надо искать какой-то обходной путь, хотя рядом с сервитором крутилась надпись "договориться"… Но нет. Стоило пару раз "дать по морде", проорать что-то вроде "open this god damn door", и он реально открывает дверь. Вот это лайфхак, выбивающий из вселенной. Это же что получается, так можно к каждому сервитору подходить, бить его по морде и получать то, что надо? Зачем тогда миссии выполнять? Вот же сервитор висит на доске объявлений. Можно просто дать ему по морде и забрать 250 тысяч кредитов. Ведь в прошлые разы - прокатывало.
И зачем вообще сервиторов ставить у ворот? Чтобы каждый наёмник мог дать им по морде и пройти куда угодно… Выглядит очень странно и глупо. К тому же, тут имеется фундаментальное непонимание функционирования сервиторов со стороны разработчиков. Ведь сервиторы - уже не люди, им не больно, они уже не испытывают страх, их никаким образом нельзя запугать, и они ТОЧНО никогда не откроют никакие двери, если дать им по морде. Можно сделать предположение, что пары ударов хватает чтобы убить сервитора (хотя не похоже), и двери открываются сами после его смерти, но опять же - зачем их тогда вообще ставить на ворота? Чтобы кто угодно убил его и прошёл дальше? Wat? Где логика?
Музыка в игре пытается быть крутой. Но, понятное дело, что она даже близко не дотягивает до Doom'а, который имел идеальный ОСТ для своего жанра. Максимально бешенный и драйвовый, а здесь - ну, гитарка пытается угнаться за движухой… но так простенько и ленивенько, что хочется заменить её на православную версию из настоящего шедевра. Я понимаю, что такое сравнение вообще некорректно, потому что у Дума был Мик Гордон и деньги, а у Streumon Studio есть только штатный композитор, (и это точно не Мик Гордон), и копейка у них весьма ограничена. Но если бы музыка реально качала, то игра действительно приобрела более драйвовый налёт.
И бюджетность - это один из главных косяков игры. Спустя пару уровней она начинает сквозить во всех направлениях своей репетативностью и волнами противников. Не важно в какую дырень вы забрались, враги будут появляться у вас за спиной, как только между вами и стеной образуется хоть какое-то пространство. И если с телепортирующимися псайкерами, это хотя бы имеет какое-то объяснение, то откуда из глухой стены берутся здоровенные голиафы со стабберами - вот вопрос.
Враги начинают повторяться в разных комбинациях, а цель всегда одинаковая - убей всех. Хотя… не всегда. Иногда она превращается в - сваливай, пока в тебя все стреляют. Но это происходит значительно реже, и в большинстве случаев надо просто палить со всех имеющихся стволов и не задавать вопросов.
Загадок или иного геймплея нет. Хотя вру, есть всего одна загадка с контейнерами, но это даже не загадка, если вы не увидели огромные цифры 77, то можете просто простым перебором найти нужный контейнер.
И можно было бы сказать, что это просто такой мясной шутер… но... Doom - это мясной шутер, Painkiller - это мясной шутер, Wolfenstein - это мясной шутер. А Некромунда всячески пытается добраться до этого звания. И главный косяк скрыт в колоссальной бюджетности происходящего. Игра прямо таки орёт, что хочет быть типл-А (или хотя бы дабл-А) игрой, но при этом при первой же возможности демонстрирует своё инди нутро. Но в защиту игры стоит всё же сказать, что бегать, стрелять и валить врагов всё равно приятно и весело. Так что, с некоторой натяжкой, но можно поместить её в категорию традиционных, мясных шутеров.
А вот скриптовые сценки и сюжет - настоящее проклятие игры. Как только разрабы пытаются рассказать историю начинается настоящее шоу темнеющих экранов и говорящих голов. Скорее даже - говорящих статичных моделей со статичными камерами, но сути это не меняет. Вам по очереди будут показывать, то одного персонажа, то другого через затемнённый экран. И на этом всё. Потом начинается бой, или конец раунда. Судя по всему на motion capture денег не было, и дерганная анимация сопровождает все действия персонажей. И если в пылу боя этого не заметно, то в роликах - это брёвнами застревает в глазах. Потому что действия очень скованные, очень ненатуральные, и даже, если их и снимали с человека, то наверное просто попросили делать какие-нибудь действия, которые можно использовать в диалогах.
Озвучка - тоже как-то странно сделана, из всех персонажей мне понравилась только Жрица Уалдснэйк, у неё приятный голос, хоть какие-то диалоги и она не пытается выдавить из себя мрачняк как все остальные. А вот озвучание главных персонажей - это полный мискаст, на мой взгляд. Кэл Джерико - типа такой хитрый, прощелыга, подлиза и так далее… но озвучен очень слабо, у него голос не хитреца, который держит все нити интриг в своих руках, а просто чувака, который читает текст с листочка… Главные герои озвучены 50\50. И если мужской персонаж еще куда ни шло, нормально, обычный мужской протагонист. Хотя, в некоторые моменты я не понимаю, почему так сильно меняется интонация. То женский персонаж - это просто ахтунг. Я купился на трейлер, где показывали симпатичную мордашку (по меркам 40к, вполне симпатичная), хоть и с причёской "сильной и независимой" и решил дать ей шанс при втором прохождении (да, вот так много я страдал)… и это было трэшево. Женский голос звучит немного… жутковато… я не сказал бы что он подходит внешности. Понятное дело, я не требую эро-озвучки с семпаями и ахегао, но пусть женские персонажи говорят ЖЕНСКИМИ голосами. Здесь же создается впечатление, что женским голосом говорит заядлый транс-курильщик-тестостеронщик, весьма неопределённого пола. Хотя утрирую, женские нотки в озвучке чувствуются, но было бы здорово, если бы их было побольше.
А вот что касается звуков, то все сделано на достойном уровне, что надо бабахает, плавильни пыхтят, пушки изрыгают патроны с разными звуками. Вы не перепутаете стаббер и болтер, даже когда палят в вас (еще и потому что у пушек разный урон) потому что звуки отличаются и нормально сделаны.
Что касается врагов - игрок по ходу игры отстреливает несколько типов противников. Которые, по сути своей, одинаковы для каждой фракции. Есть стрелки, прокачанные стрелки и рукопашники. При более детальном рассмотрении эти три категории включают в себя следующих бойцов: собаки, простые чуваки-расходники убиваемые с одной пули, псайкеры со щитами, рукопашники с молотками, крепкие стрелки с болтерами (или тяжелыми стабберами), враги с прыжковыми ранцами и щитами, Огрины или Амботы… и всё. За небольшими исключениями, это все противники, которых надо будет убивать. Да иногда у противников может быть плазмаган вместо автогана, но выделять их в отдельную категорию не стоит. Есть еще генокрады, но там буквально два юнита - псайкер и рукопашник. И они полностью повторяют поведение стандартных врагов.
Подобный подход можно оправдать местом действия. В конечном счёте, это ведь имперский мир, пусть и подулей, значит на космодесантников хаоса рассчитывать не стоит… но в игре представлены всего три фракции из шести. Это Голиафы, Эшер и Орлоки. Про Ван Саар, Делак и Кавдор никто даже не вспомнил, хотя, они упоминаются на доске заданий. А жаль. Ведь именно с ними игра бы приобрела недостающих врагов и более полноценный контекст и колорит. Всего один раз за игру упоминаются Паланитовые Блюстители, но это всё висит на уровне одного-двух диалоговых строк. И это обидно. Потому что Hired Gun очень круто передаёт атмосферу вселенной. И в игру хочется поиграть еще, но из-за постоянных ограничений, и бюджетности происходящего этого не получается сделать.
Однако больше всего бесит перекаченность боссов хит поинтами, по сравнению со всей остальной игрой. Как уже упоминал ранее, я, в общем-то, не самый большой поклонник шутеров от первого лица, вроде руки растут из правильного места и время от времени я могу залипнуть в тот же Doom или Tintalfall 2. И в целом, при сюжетном прохождении, Hired Gun проблем не вызывает, а вот боссы - еще как вызывают. Я не могу назвать какую-то определённую причину, по которой они вызывают такое отторжение, но бои с ними действительно очень неприятно раздражают, и их хочется как можно быстрее пройти… Но неееет. Игрока надо хотя бы пару раз убить (разумеется, уже после использования всех аптечек) и потом совершенно бесславно отбросить копыта, не показывая какой-то уникальной анимации или взрыва. То есть, будем откровенны, от убийства боссов, которые и так бесят, не испытываешь какого-то удовлетворения. Сделали бы хоть какую-то анимацию смерти. Пусть, их там Байонетта, какая-нибудь, запихивала в гильотину, или, хотя бы, они как-нибудь взрывались, показывая что бой завершён. Но нет, они просто тупо дохнут, чуток разбрасывая лут. А игрок, уже по привычке, продолжает прыгать вокруг и палить, и останавливается только после того как местный саундтрек заканчивает свой забег по ушам и переходит на спокойный эмбиент.
И еще, на боссах я несколько раз ловил пренеприятнейшие баги. Босс-голиаф при переходе на другую фазу боя, просто исчезал. Его дружки набегают, налетают, стреляют… а босса нет. Просто нет. Исчез с уровня. Я побегал, поотстреливал мобов, которые постоянно спавнятся где-то и перезапустил бой. И во второй раз ситуация была АБСОЛЮТНО такой же. Мне удалось пройти бой нормально только с 3-ей попытки. И это очень сильно ударило по отношению к игре. А так как боссы очень перекаченные - вообще не хотелось умирать, потому что, вдруг в следующий раз снова заглючит? Я уже не готов пере проходить этот ад снова.
И такой же баг я поймал на предпоследнем боссе, который, как по мне, более запарный, чем последний. И вот тут у меня пригорело знатно. Опять потребовались 3 или 4 попытки, чтобы наконец пройти этого гада, но сразу же за ним следует последний босс… И я уже проходил его перекрестив все пальцы со всех местах. Но оказалось, что последний бой, даже ничего так. Вполне годный. Мне даже понравилось.
Еще немного странно выглядит перевод на наш великий и могучий. Заметно, что переводил авто-переводчик с небольшим количеством редактирования - персонажи не всегда различают пол, и иногда странно строят предложения. Но, в целом, это не особо мешает, в конечном счете, игра про постоянную пальбу, а не чтение диалогов. НО, очень странно выглядят не переведённые названия и имена, хотя, вот именно тут, возможно, часть имён должна быть переведена. Когда в одном предложении встречаются Блэк Серпентс, Колд Блэк, Сильвер Тэлон и Айрон Вайперс - внутримозговой интерпретатор-переводчик клинит, и игроку приходится по кирпичикам разбирать, где же тут имя собственное, где название банды, а где место действия. Возможно, следует играть на английском, чтобы понять сюжет в большей степени. Парадокс.
И вот подходит время подводить итоги…
ИТОГИ
А с ними как раз сплошные не лады. С одной стороны, хочется очень сильно наругаться на игру и сказать, что она не заслуживает внимания, и забита досадными багами. Но с другой стороны - баги всего пару раз ловил, а стрелять в игре весело, и локации вместе с художественной подачей - просто топчик. Боссы читерски перекаченные и обязательно убивают игрока, даже на нормальной сложности… Но взрывы и спецэффекты выглядят отлично, а графончик показывает хорошую картинку. Сюжет скучный и не интересный… но это игра про постоянную пальбу, а держать, стрелять, и перезаряжать оружие, как раз, очень приятно. Сюжет истекает примитивизмом.. но стилистика такая красивая и притягательная.
В общем итоги такие же противоречивые как и сама игра. Если вам нравится постоянная гонка с пальбой в разные стороны и стилистика Вархаммера - скорее всего игра зайдёт. Потому что красивая картинка способствует погружению в безумный экшн. Но, это не DOOM и не Wolfenstein - потому что постоянная скованность проекта в деньгах, чувствуется на каждом шагу. Однако стоит отметить, что игра значительно бодрее предыдущего проекта компании, благодаря драйвовому геймплею и шустрой динамике. Но Некромунде не хватает дополнительных фракций и хорошей полировки, а сюжет проходится слишком быстро, и не оставляет каких-то ярких впечатлений.
Но это всё равно не плохая игра и можно дать ей шанс. На распродаже. По хорошей скидке. В этом случае, к Hired Gun не будет никаких претензий.