[Дэн Абнетт] "Магос" - обзор книги
Добрый день, дамы и господа. Добро пожаловать на канал, где под стандартную музыку и такой же видеоряд, будут происходить обзоры на литературные шедевры вселенной Вархаммер 40000. Коих, к слову, накопилось уже достаточно много. И почему бы не ознакомиться с действительно достойными авторами и их произведениями. Ведь хорошая книга по Вархаммеру - это лучший способ погрузиться в мрачную и гнетущую атмосферу 41 тысячелетия. И это не считая обычной пользы от чтения с расширением кругозора, прокачки логики, словарного запаса и воображения.
И так, первая книга на обзор - Магос, Дэна Абнетта. Совершенно внезапно - начинаем с конца. Почему именно "Магос"? Книга относительно свежая и действительно достойна внимания, которое по странным причинам ей не уделяется. Да и в целом, мало обзоров книжного вархаммера. Возможно, имеет смысл это исправить.
Сразу стоит оговориться что никаких спойлеров или короткого пересказа не будет. Каждый может самостоятельно раздобыть книгу и прочитать её, моя же задача заключается в том, чтобы подтолкнуть вас к этому
Поскольку это первый ролик, стоит пустить небольшую вводную по вселенной и места книги в общей иерархии серии.
ВВЕДЕНИЕ
И так, мир Вахраммер 40000 - это мрачное будущее 41- тысячелетия, где человечество создало максимально бюрократический и деспотичный режим. Империум - место, где жизнь простолюдина не стоит ничего, а планеты могут быть выжжены всего одним человеком с абсолютной властью. Это место, где вольный торговец обладает своей небольшими армиями и способен содержать целый флот космических кораблей, и где в подземных развалинах городов-ульев член банды головорезов будет биться насмерть за глоток очищенной воды.
Создатель этого кровавого режима, никогда не пожелавший для своих подданных такой участи лишь безмолвно наблюдает за творящимися преступлениями. Император, или то что от него осталось восседает на "Золотом Троне", особой машине, которая поддерживает в нём подобие жизни. Он икона и возможно еще живое воплощение былого величия человечества. Он является центром поклонения по всему Империуму. Его культ - абсолютен, и является единственной религией, которая проповедуется повсеместно официальной церковью - Эклизиархией. Его смерть (или её признание) уничтожит Империум, поэтому для поддержания искры жизни в Императоре, ежедневно, ему приносят в жертву 1000 человек. Воля Императора и приносимые жертвы поддерживают психический маяк - Астрономикон, благодаря которому возможны путешествия через пространство.
Но единственной действенной альтернативой Империуму является смерть. Потому что всё остальное в 41-ом тысячелетии стремится стереть человечество с лица галактики:
- Кровожадные орки, для которых бесконечная резня является смыслом существования,
- Аэльдари, когда-то правившие космосом, а ныне лишь собирающие осколки утерянного могущества
- Некроны, раса древних машин, чьи гробницы разбросаны по разным всему обитаемому пространству
- И не стоит забывать о Великом Пожирателе - Тиранидах, настоящем биооружии, которое не имеет числа, и не испытывает эмоций.
Но это далеко не весь список угрожающих человечеству опасностей (ведь есть еще ТАУ, Отступники Астартес, культы генокрадов, родственники Аэльдари Друкхари). Варп или имматериум, психическое измерение чувств и эмоций, подобное океану колоссальной энергии, существует параллельно обычной вселенной, но тем не менее - соприкасается с ней. Именно через варп, Навигаторы, люди-мутанты с особым геном, ведут корабли и флотилии к неизведанным пределам. Варп таит в себе множество опасностей, и не только связанных с перемещениями через него и возможностью навсегда потеряться в бескрайних энергетических глубинах. Наибольшую, представляют собой Темные боги хаоса - 4 сверхествественных сущности, созданных желаниями, страданиями или стремлениями тысяч, если не миллионов цивилизаций. Они разумны, существуют в глубинах Имматериума, и ведут между собой (и другими расами тоже) бесконечную борьбу.
Именно они причастны к событию известному как "Ересь Хоруса", когда воитель Хорус Луперкаль, переманил на свою сторону половину верных Императору примархов и в своём братоубийственном крестовом походе дошел до сердца Империума - Терры. То есть Земли. Но был сражен с Императором в последнем бою.
Император создал 20 примархов, которые стали полководцами Адептус астартес, генетически модифицированных сверх-людей, облаченных в мощную броню и несущих в бой грозное оружие. Примархи со своими легионами должны были приводить новые планеты к солгасию и нести свет Имперских истин в старые миры. Однако после Ереси Хоруса, половина примархов оказалась среди числа предаталей, а лояльные Императору или были убиты, или исчезли при странных обстоятельствах.
Помимо угроз исходящей чужаков-ксеносов и богов хаоса Империум раздираем изнутри. Предатели, еретики, тайные культы существуют внутри колоссальной машины человечества и успешно ведут свою тайную, разрушительную деятельность.
Разумеется у человечества есть чем ответить на угрозы: уже упомянутыее ранее могущественные сверх-люди Адептус Астартес, фанатично преданное Императору сестринство Адептус Сороритас, когорты механизированных скитариев из Адептус Механикус, и Астра Милитарум - бесчисленной воинство обычных простых людей, ведущих неравный бой с превосходящим противником…
В Империуме существует множество организаций и объединений. Но среди всех стоит выделить Инквизицию, как первую и последнюю линию обороны человечества. Инквизитор - особое лицо, наделенное колоссальной властью и влиянием. Через него Император вершит своё правосудие, а инквизитор является и детективом, и судьей, и палачом, если того потребуют обстоятельства.
Здесь заканчивается эта преступно коротая выжимка из лора, и начинается разговор по теме…
ИНКВИЗИТОРСКАЯ СЕРИЯ
Приключениям инквизитора Грегора Эйзенхорна были посвящены три книги Дэна Абнетта - Ордо Ксенос, Ордо Маллеус и Ордо Еретикус, которые впоследствии, с дополнительными рассказами были объединены под одной обложкой в Омнибус Инквизитора Эйзхенхорна. По моему мнению это одни из лучших книг во всей вселенной Вархаммер, поскольку помимо круто закрученного сюжета они предлагали хорошую динимику повествования, зрелищные бои и сложные ситуации, из которых главные персонажи иногда находили выход. Однако и здесь, и в последующих своих произведениях, Абнетт затрагивает очень любопытные темы мирной жизни Империума. Это позволяет значительно глубже почувствовать персонажей и в большей степени сопереживать им. Да, война идет постоянно. Но война без жизни не может продолжаться.
За Эйзенхорном последовала трилогия Рейвенора - Рейвенор, Рейвенор Отступник, Возвращение Рейвенора, повествующая об ученике Эйзенохорна, Гидеоне. Книги также были объеденины в Омнибус с дополнительными рассказами. В этой трилогии Абнетт продолжил развитие идей оригинала, однако по накалу страстей Рейвенор всё же уступал Эйзенхорну. Но в тоже время очень много времени уделялось мирной жизни человека в 41 тысячелетии, в книгах можно встретить и обычных соборных реставраторов (открывающих правда весьма страшные тайны) и малолетних наркоманов из заброшенного улья, пристрастившихся к стекляшкам-флектам… Но вместо спойлеров лучше ознакомиться самостоятельно с этим произведением. Оно того стоит.
Именно в этой трилогии появляется архивраг и антипод священной Инквизиции, тайная организация Когнитэ. Которая пользуется весьма сходными методами, но имеет диаметрально противоположные цели.
Последняя (в смысле, вышедшая перед Магосом) книга Абнетта - Пария, рассказывающая начало истории Беты Биквин, и по совместительству, являющуюся началом новой трилогии о молодой неприкасаемой.
И внезапно выходит Магос, который хронологически расположен после всех шести инквизиторских книг, и небольшого количества отдельных рассказов. Логически книга подводит некоторую черту под двумя трилогиями и становится предпосылкой к свежей Парии, поскольку некоторые вещи из приключений Беты без прочтения Магоса могут быть восприняты неоднозначно.
Где-то даже наткнулся на отзыв, что Пария выглядит как фанфик по вселеннной, и если бы не финал, то это вообще был бы кошмар, а не книга.
Магос расставляет всё по своим местам, и после прочтения этой книги все вопросы к Парии исчезают.
ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБЗОР
С тех пор как права на вселенную перебрались от издательства "Азбука" к "Фантастике" проблем с книгами не наблюдается. Никакой больше желтушной газетной бумаги, книга напечатана на белой офсетке. С типографией никаких проблем тоже не наблюдается - буквы везде чёткие, никаких заездов или бледной печати.
Каждый рассказ или новая глава обозначаются заглавной буквой i.
Количество страниц 640, из которых половина - это рассказы, подготавливающие читателя к роману, который располагается во второй половине книги. Но об этом чуть позже.
Обложка и шрифт аналогичны зарубежному изданию, за что спасибо, ведь времена, когда "Азбука" всячески коверкала обложки наших изданий серии "Забытые Королевства" навсегда прошли, я надеюсь.
Картинок нет, на форзацах - тоже пустота. Что впрочем весьма предсказуемо.
СОДЕРЖАНИЕ
И так, как уже упоминалось ранее, книга состоит из двух частей - из большого количества рассказов, подогревающих интерес, или повествующих о неких важных для персонажей событиях, и самого романа, который и расставляет всё по своим местам.
Среди рассказов есть как старые, уже напечатанные в Омнибусах Эйзенхорна и Рейвенора, так и совершенно новые, проливающие свет на грядущие мрачные события.
Разумеется, для полного понимания происходящего нужно ознакомиться с предшествовавшими 6 книгами, но даже если этого не происходило, контекст и логика вполне могут заполнить пробелы.
Теперь пара слов о каждом рассказе и капля впечатлений.
"Чума" - врач медике Лемюаль Сарк пытается пролить свет на таинственную болезнь, которая называется "Терзание", от которой страдают войска Астра Милитарум.
Впечатления - немного шокирующий гимн антипрививочника, рассказ запал и некоторые моменты из него вспоминаются с интересом. Такого хочется еще.
"Проступок мастера Има" - счетовод (что-то вроде бухгалтера) Йохан Им обнаруживает странные закономерности в бухгалтерских документах, которые, возможно, означают число погибели?
Впечатления - странный психодел, который по началу заставил меня перечитать несколько предложений и убедиться что я ошибся страницами. В остальном - Империум беспощаден, но это и так уже известно. Любопытно, но не больше.
"Региа Оккульта" - Эйзенхорн расследует странные убийства, которые происходят только в определенное время и определенном месте.
Впечатления - ничего особенного, недостаточно крипово, или закручено. Финал как-то это исправляет, но общих очков рассказу не добавляет.
"Боевые потери" - опять Эйзенхорн и расследования убийств, но на сей раз дело идет в духе социального детектива с небольшим количество экшена.
Впечатления - начав с откровенной скукой, я был удивлён насколько хорошо раскрывается история, а финал вызывал достаточно мощные эмоции, чтобы сказать, уоу, круто.
"Фон за дополнительную крону" - история о том, как за лишнюю копейку можно лишиться жизни, вовсе не из плохих побуждений.
Впечатления - совершенно средне, никаких особых эмоций не затронуло.
"Загадочная смерть Тита Эндора" - тут даже пары слов не надо. Всё и так понятно.
Впечатления - я говорил про психодел в "Проступке мастера Има", ооо нет, там всё было хорошо. Вот тут действительно психодел. Хотя кому-то может это показаться интересным, я же нашел этот рассказ совершенно неудовлетворительным.
"Диковина" - магос биологис Валентин Драшер исследует новый вид хищника на каком-то забытом мирке.
Впечатления - очень понравилось, рассказ предоставляет как пищу для размышлений, так и обрисовывает опасности, которые исходят вовсе не от диких хищников.
"Изображая терпение"- история Пейшенс и её знакомства с Рейвенором.
Впечатления - коррупция, азартные игры и ставка в виде человеческой жизни. Хорошо, теперь хотя бы стало понятно откуда у ней взялось имя Кюс, до этого, в Рейвеноре её переводили как Кыс. Что немного окошачивало её образ.
"Шип вызывает когтя" - тёмные пророчества и встречи, и то и другое хорошо, особенно хорошо, когда это встречи двух старых друзей. Но темному пророчества это не отменяет.
Впечатление - кажется это должна быть небольшая интерлюдия для Парии, что судя по всему этот рассказа затесался в омнибус Рейвенора. Нагнетающе, зловеще, хочется продолжения. Но пока в этом плане глухо.
"Сады Тихо" - арбитр Макс привлекает Драшера к расследованию в городских джунглях.
Впечатление - второй рассказ про Драшера, а мне уже нравится этот персонаж. Очень положительно. Истории про обычных людей сталкивающихся с чем-то необъяснимым или непривычным выходят у Абнетта очень хорошо.
"Снимок Киилер" - наследие Ереси Хоруса даёт о себе знать спустя 10 тысяч лет.
Впечатление - очень хорошо. Помимо того что никакие каноны не были порушены, так еще и какая ностальгия по временам справедливого Империума. Я надеюсь еще кто-нибудь вспомнит Эуфратию Киилер? Ту которая стала первой святой…
"Перигелий" - похоже это последняя мирная встреча Эйзенхорна и Рейвенора.
Впечатление - хватит уже чуть-чуть подсталкивать персонажей, пусть уже нашинкуют друг друга в капусту. Благо это последний рассказ, потому что он был откровенно так себе. Достаточно скучно, и никаких интересных событий не происходит.
С рассказами покончено. И наконец-то можно поговорить о впечатлении, которое оставил сам роман "Магос".
Главный персонаж - уже знакомый нам по небольшим, но достаточно увлекательным рассказам магос биологис Валентин Драшер.
Здесь необходимо сделать небольшое отступление и пояснить что магос - это титул Адептус Механикус, то есть ученого достигшего больших успехов в своей области. И странно наблюдать полное отсутствие каких-либо упоминаний фракции. В книге идёт речь про простого человека с минимумом (если они вообще были) аугментаций, который выглядит старше своего возраста из-за стресса и своего нервного характера. Из-за всего этого складывается впечатление что магос - это что-то вроде универсального (а не только относящегося к Ад. Мехам) титула ученого. Прошу поправить меня, если я не прав.
Многим может показаться, что выбор в главные персонажи совершенно левого человека, а не иконическую личность - это неудачная идея, ведь конечного читателя интересует именно Эйзенхорн, ведь именно он изображен на обложке, и именно его архивы указаны чуть ниже. Однако, именно благодаря Драшеру читатель может открыть новую грань личности известного инквизитора-отступника. Взгляд простого человека на дела Эйзенхорна выглядит очень освежающе и одновременно осуждающе. Читатель знающий персонажей предыдущих книг, привык к тому, насколько высока бывает цена провала или ошибки, однако именно оценки Драшера возвращают читателя в обычный мир и позволяют взглянуть на Эйзенхорна не как на спасителя, который оступился на своей пуританской дорожке и всё еще исполняет волю Императора, но как на простого отступника, который лишь оправдывает свои действия благими мотивами, а сам уже давно действует в своих собственных корыстных интересах.
Обращая внимание на остальных персонажей стоит сказать, что они получились в духе вселенной и не вызывают какого-либо отторжения. Отдельно от свиты инквизитора стоит упомянуть Жермену Макс, местного арбитра, за которую я переживал не меньше чем за Драшера.
Мне нравится подход Абнетта к моментам, когда уже видавший необъяснимые странности разум сталкивается с ужасами варпа. Конечно это не тот медленный, сводящий с ума ужас, который присутствует в произведениях Петера Фехервари, но моменты соприкасновения с эмпиреем хорошо запоминаются, и эти сцены паники отлично прописаны. И тем интереснее наблюдать за дальнейшими событиями, которые конечно же будут включать в себя эту нечестивую энергию.
Что касается экшена - тут у Абнетта всё просто отлично. Если вдуматься, он мастер фантастического боевика, так чтобы "количество моих врагов исчисляется количеством потраченных патронов", но при этом и чтобы всё это было с огоньком, смыслом и интригами, и так чтобы боевой катер поливал из всех крупнокалиберных орудий что-нибудь, а потом какая-нибудь дикая погоня среди узких улочек.
Как по мне, так движухи в Магосе было достаточно, и скорее меня увлек сюжет, нежели боевые действия, которые ведут персонажи.
Уже очевидно, что сюжет романа пересекает Эйзенхорна и Драшера, хотя пересекает - это как-то громко сказано. Валентин просто вынужден был присоединиться к инквизитору в его расследовании. Сюжет забит любопытными поворотами, внезапными ходами, возможно даже кое-какими откровениями, которые позволят или проникнуться симпатиями к персонажам, или еще больше их возненавидеть.
Часть рассказов будут играть роли в Магосе, что очень приятно и создает впечатление большого продуманного произведения с небольшим количеством всё еще интересных филлеров. В итоге все сюжетные линии будут сведены к финалу, который для меня перетёк в начало Парии, поскольку эти книги действительно сильно связаны и желательно читать их вместе.
НЕТОЧНОСТИ И СТРАННОСТИ
Рассказ Изображая терпение в оригинале называется Playing Patince, то есть Играя Пейшенс, или Играющая Пейшенс. Ведь в рассказе идет речь про Кюс Пейшенс, странно что именно здесь воспользовались переводом имени. В итоге так и не понял почему было выбрано именно такое название. Потому что любое другое подходит лучше. Но это уже вкусовщина и никакого вреда общей книге не несет.
Альфа псайкеры - ооо, эти Альфа и Альфа+ псайкеры у Абнетта. Вроде как лор вселенной достаточно чётко обрисовывает способности Альфа псайкеров как почти равные божественным. Они способны изменять орбиту планеты или контролировать целые цивилизации. А тут мне пытаются рассказать что Грегор оказывается до Альфы добрался… что само по себе достаточно… невозможно.
Мамзель - о нет, вот это по-настоящему больное место. Ко многим девушкам в книге обращаются именно таким просторечием, от чего складывается впечатление что мы находимся не в 41-м тысячелетии, а в театральном окружении с крестьянами на сеновал пришли. Я не знаю какое слово используется в оригинале, но неужели не нашлось подходящего синонима, может быть там, леди, дама, девушка? Даже пресловутая американская мисс звучит лучше чем то что используется. Потому что мамзель в 40к - это конечно жуткий колхоз.
ИТОГИ
Почему стоит читать эту книгу
- Вы любите Вархаммер
- Новые персонажи и их приключения
- Возможность взглянуть на уже знакомых персонажей под новым углом
- Много Эйзенхорна
Почему не стоит читать эту книгу
- Вы начинающий читатель, пытающийся осилить лор, многие вещи будут здесь непонятны.
- Мамзель
Вывод: Толстая книжка с кучей интересных рассказов и одним романом