D&D и Warhammer без русского языка
Мне надо написать и сделать хоть что-то чтобы не терять навык и не запихивать своё словоблудие в долгий ящик. Поэтому встречайте - скучное и неинтересное нытьё на тему, которая вообще никого не интересует. Осторожно, в этом посте будет личное мнение по весьма тонкому, на текущий момент, вопросу… Хотя, мой уважаемый читатель, ты скорее всего и так уже всё понял.
D&D - всё?
В 2019-ом самая известная ролевая игра в мире наконец-то получила локализацию. Это было действительно большое и эпохальное событие. Сборы на Крауд Репаблик достигли 3 854 000, всё же не перебив Pathfinder'овские 4 327 000, но всё равно это был эпичный вин со всех сторон.
Наконец-то можно купить официальные материалы по D&D и греть ими душу. И возможно, не только свою. В ближайшие и далёкие планы Хобби Ворлд влетели самые разные приключения и дополнения для "Подземелий и Драконов", что не могло не радовать, потому что система, на тот момент уже обзавелась огромным количеством самого разного контента. И вполне заслуженно процветала, сидя на своём троне из славы и величия, обрастая всё новыми материалами.
Что пошло не так?
В прошлом году всех поклонников ролевых игр на русском ошарашила новость о том, что Хобби Ворлд больше не будет заниматься локализацией и изданием материалов по D&D. Произошло это из-за того что Wizards of the Coast начала странные тёрки с Galeforce 9 (у них и до этого были некоторые сложности), которая является частью издательства Battlefront Group через которую и шли деловые отношения с Хобби Ворлд. В итоге все соглашения были расторгнуты, а уже переведённая и свёрстанная книга "Руководство Занатара обо всём" оказалась не напечатана.
Таким образом, полностью локализованными на русский, оказались:
- Книга игрока
- Бестиарий
- Руководство ведущего
- Стартовый набор про рудники Фанделвера
Приключения:
- Драконий Куш
- Нисхождение в Авернус
+ различные ширмы, карты и заклинания, все еще доступные для покупки в разных магазинах.
Печально, что самая известная ролевая игра в мире ограничилась столь скромным результатом на нашем великом и могучем. Но, особой вины Хобби Ворлд в этом нет, потому что Визарды - это те еще гады, со своей ужасной системой лицензирования и требованиями, под которые мало кто может подстроиться.
Warhammer Fantasy Roleplay 4 - кажется тоже
О личном отношении к этой ролёвке я уже говорил. Но если коротко - то это отличная система, которая позволяет развлекать игроков различными вариантами умерщвления их персонажей весьма изобретательными методами, будь то кровавый понос, нашествие орков или подземная империя скейвенов, расположившаяся под городом.
Отличительной особенностью Вархаммера является мрачный и пессимистичный взгляд на мир и игровую систему в целом (броски кубика всегда округляются вниз, хотя в D&D так же, но почему-то тут это бросилось в глаза). К механике никаких вопросов нет - это нормальная d100 со своими модификаторами, преимуществами, штрафами и огромным количеством брёвен в колёса персонажей, включающие в себя травмы, болезни, безумие, и разумеется отрубание конечностей и головы :) Если попытаться как-то пытаться подытожить Ваховскую фентезёвую ролёвку - то это такая игра, где персонажи игроков, это вовсе не герои, а какие-то бомжи с улицы, которым просто повезло пережить очередную стычку с культистами или крысоогром. А если персонажам и удаётся хоть как-то приподняться над нищетой и опасностью, то никто не гарантирует, что это надолго; а шанс быстро отдать концы из-за порезанного пальца никто не отменял.
Локализацией и изданием Фентезийной Вахи на русский занималась Студия 101 (они же переводили Первый Pathfinder, а теперь всячески развивают ролевое направление в России, за что им конечно же огромный респект и уважуха). Из под их локализационного пера вышли:
- Совершенно шедевральный стартер
- Основная книга правил
- Приключение "Неспокойные ночи и трудные дни", состоящее из 5 небольших приключений, которые как могут играться ван-шотами, так и выстраиваться в единую кампанию.
- Ширма и руководство ведущего
- Карта Империи, очень крутая и качественная
- Мелкие приключения и дополнения вроде "Ночь Крови", "Святилища Сигмара" и "Строение Рейклэнда"
В предзаказ ушли:
- "Приключения в Убершрейке" - судя по всему, еще несколько приключений в речном городе
- "Мидденхейм город Белого Волка" - дополнение про северный город Империи, с дополнительными классами для игроков, и скорее всего, зацепками для ведущего.
Что пошло не так?
Начавшаяся в феврале этого года война, помимо своей чудовищной бессмысленности; огромного количества убитых, раненых и навсегда искалеченных физически и психически людей; колоссального ущерба нанесённого как минимум экономикам двух стран, а как максимум - всей мировой экономике; невообразимого раскола в обществе, семьях и среди знакомых и друзей… Ударила еще и по ролевым играм.
В начале марта Games Workshop, как и многие другие компании, заявила о своём уходе из России. О ролевом направлении никто не упоминал, однако… Все согласования, которые Студия 101 проводит с разработчиком/издателем Cubicle7 заморозились на дате февраль-март, и спустя полгода большая часть проектов до сих пор находится на тех же местах, что и раньше. Что позволяет констатировать, что если разрыв отношений и не произошёл, то ТОЧНО произошла заморозка всех работ до какой-то определённой временной, экономической или политической отметки.
Wrath & Glory - бесславный финал?
А вот это просто личная обида и боль. Единственная актуальная, на текущий момент, ролевая игра по 40К возможно не будет издана на русском. Опять же, по той же причине, по которой заморожены проекты Фентезийной Вахи. Игрой вновь занимается Студия 101.
Основная книга правил Wrath & Glory была запланирована изначально на ноябрь 2021 года, но кризис древесины и бумаги, а так же пост-пандемийное время отодвинули сроки на первый-второй квартал 2022 года. Стоит ли повторять, что война нарушила все планы и возможно навсегда убила возможность официальной локализации вроде неплохой и весьма универсальной ролевой системы с дайс-пулами и эльдарками. Хотя на фоне настоящей войны, все эти претензии выглядят несколько неуместно.
Последний апдейт по проекту висит 10 марта, и это согласование перед печатью. То есть книга уже готова, остаётся её только напечатать и разослать всем предзаказавшим и вывалить на полки магазинов. Но нет. Возможно, как и с "Руководстом Занатара обо всём" эта книга останется в полностью готовом состоянии, но так и не доберётся до печатного станка.
Drive thru RPG тоже разрывает отношения
Большой и древний портал Drive thru RPG тоже решил разорвать отношения со всем русскоговорящим комьюнити. В их недавнем заявлении было сказано, что скоро все материалы на русском будут удалены, и никаких больше издателей или приключений на русском на их страницах больше не будет.
Разумеется, это большое разочарование, и печально, что тенденция ухода или исключения, находит новые области, и направления. На DTRPG было хоть и небольшое, но хоть какое-то количество бесплатного материала на русском языке по разным ролевым системам. Студия 101 выкладывала туда материалы по Warhammer Fantasy Roleplay, и ценник на цифровую версию был в разы меньше, чем на физическую (да, Сони, цифровые релизы должны стоить ДЕШЕВЛЕ, чем физические копии твоих игр), а какие-то вещи вроде ван-шота "Ночь Крови" вообще отдавались за так.
В общем, вот такая паршивая новость.
На что надежда?
Прежде всего - война должна закончиться. Это вообще основа, и без неё никто отношения возобновлять не будет. И тем более - давать зелёный свет каким-либо замороженным проектам. Можно сколько угодно говорить что я проклятая "пятая колонна", продался мерзкой гейропе (да дайте уже хоть кто-нибудь денег то, ну… два с половиной года каналу, а я всё еще нищий) и вообще мною кукловодит (хорошо, что не куколдит %) рука запада… но факт остаётся фактом - прежде чем всё вернётся на нормальные рельсы, эти самые рельсы надо вновь проложить. И даже вопросы восстановления утерянных отношений потребуют большого количества времени и нервов, а ведь этот процесс еще даже не находится в планах.
В итоге, с отношениями - всё сложно.
Станция "Ролевая"
Это собственный сервис от Студии 101, который является аналогом DTRPG и ориентирован на русскую аудиторию. Может показаться что я тут рекламирую Студию 101, но это не так, просто ребята оказываются в авангарде настольных ролёвок. Хотя, я не скрываю симпатии к ним. Они делают благое дело, и даже в эту минуту ценник на цифровые копии основных корников не является запредельным, и вполне доступен для рядового игрока. Помимо Вахи на сайте есть и другие проекты Студии 101 включая Мутантов, Кориолис, Ктулху, Тайны Эхосферы, Фронтир, Клинки во Тьме, Мир Тьмы с пятой редакцией Вампирского Маскарада, и еще куча всего.
Pathfinder (Starfinder) и другие ролёвки
К счастью, мир не ограничивается ушедшими, или заморозившими связи издателями. Жаль что D&D лишь в остаточной степени теперь присутствует на нашем рынке, но существуют и другие ролевые системы, пусть, чуть менее громкие, но не менее популярные.
Так например Pathfinder, сделавший, за очень длительное время, первый шаг в сторону официального издания пользуется весьма солидной популярностью в нашей стране. Да, в большом мире D&D конечно же король, но у нас даже первая редакция Pathfinder'а всё еще очень востребована. А комьюнити - весьма самоорганизовано и занимается переводами приключенческих путей, поскольку Хобби Ворлд заявила что первая редакция больше поддерживаться не будет. И материалов там, на еще на десятки тысяч часов.
Вторая редакция получила в прошлом году Стартер и Основную Книгу Правил, а месяц назад наконец-то вышел Бестиарий. Который обещали еще в конце прошлого года… и до этого тоже обещали. Но уже спасибо, что хоть что-то выходит. Эй, Хобби Ворлд, как насчёт выпуска какой-нибудь "Дороги приключений"?
В общем, если коротко, то Pathfinder - это единственный оставшийся официально на рынке наследник D&D. То есть классическая d20 фэнтезийная игра про героев, драконов и принцесс; не обязательно в такой последовательности.
На фентезийном поприще есть еще Ведьмак и "Запретные земли", но последние тоже тормознули с локализацией. А первый - ну, на любителя.
Что касается фантастического сеттинга, то Starfinder'у конкуренцию составляют Genesys, Дюна Империум, Кориолис, и Чужой. Хотя две последние построены на системе "Точка отсчёта" и может будет правильно рассматривать их совместно? Ай, к чёрту, какая разница. Короче, в пруду фантастических ролёвок есть пара рыбок, но Starfinder лично мне как-то ближе.
По киберпанку - всё еще доступны легендарный Shadowrun, и стартер Cyberpunk Red.
Выводы
Печально, что ситуация сложилась именно таким образом. Исход больших компаний зацепил и сферу настольных ролевых игр. И конечно же, никто не может дать гарантий, что не будет дальнейшего ухудшения ситуации. Спасибо White Wolf/Paradox и Paizo, за присутствие и ведение отношений с российским рынком. Pathfinder и Vampire the Masquerade - наше всё.
Строительство каких-либо долгосрочных планов сейчас невозможно. Ни один издатель не раскрывает своих долгосрочных перспектив, а те, что были раскрыты до февраля, находятся в замороженном состоянии. И эта ситуация разочаровывает, потому что возврат ролёвок в подполье резко ограничит возможности для дальнейшего роста и популяризации этого направления. Да, всё еще остаются варианты с неофициальными материалами и любительскими переводами. Ведь "Подземелья" и до официального издания существовали в России - поклонники переводили и выкладывали в открытый доступ книги и приключения. Однако, выход этой игры из тени + официальные материалы, позволили заинтересовать больший круг игроков, и привлечь новых сторонников в стан поклонников настольных ролевых игр.
Но похоже теперь, картина становится более мрачной, и для этого замечательного хобби вновь настают времена любительских переводов и электронных мануалов.
А может и нет. И всё будет нормально, а я просто сгущаю краски. Но, как-то не похоже.
Постскриптум. Вообще ничего не имею против пиратских переводов и неофициальных изданий. Свистать всех наверх, отдать швартовы, давайте сюда попугая и деревянную ногу. Просто обидно.